06 Апр 2017
Рубрика: Другое
Какие доказательства помогут компании защитить свой товарный знак от незаконного использования третьими лицами. Главное и второстепенные доказательства (упаковка, экспертиза, письменные доказательства, информация сети Интернет, свидетельские показания). Пример современной судебной практики.
Товарный знак является важнейшим средством индивидуализации продукции компании для потребителей. Благодаря товарному знаку, покупатель узнает нужный ему товар, индивидуализируя его на рынке среди множества других аналогичных товаров.
Интерес к защите товарных знаков в России в настоящее время растет. Крупные фирмы и мелкие предприниматели стараются выделить свою продукцию среди конкурентов и защитить ее от контрафакта.
В данной статье разберемся, какие доказательства помогут компании защитить свой товарный знак от незаконного использования третьими лицами.
Безусловно, главным доказательством в деле о незаконности использования товарного знака будет выступать упаковка с товаром, на который нанесен товарный знак, идентичный или сходный до степени смешения с товарным знаком истца.
Сходство до степени смешения может быть определено назначенной лингвистической экспертизой, которая, в соответствии с "Методическими рекомендациями по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство" Роспатента, определит, сможет ли большинство простых граждан-потребителей различить товарные знаки сторон дела.
В соответствии с указанными рекомендациями, эксперты проверяют прежде всего общее впечатление, производимое товарными знаками на потребителя. Возникают ли у него сходные ассоциации при виде двух спорных этикетов, основываясь на цветовых, графических решениях, а также уделяя внимания неохраняемым элементам товарного знака, при помощи которого создается общая картина.
Приведем пример из судебной практики. Арбитражный суд города Москвы рассмотрел исковое заявление по делу № А40-91292/2014 от 27 октября 2014 года. В данном деле суду необходимо было выявить, сходны ли до степени смешения товарные знаки "Кружале" и "КРУЖЕЛЬ", под которыми истец и ответчик выпускали соответственно кондитерские изделия, в частности, печенье, а ответчик маркировал товарным знаком "КРУЖЕЛЬ" также и какао.
В данном деле суд пришел к выводу, что товарный знак ответчика действительно сходен до степени смешения с товарным знаком истца, благодаря чему возникает опасность смешения их потребителем из-за одинакового зрительного впечатления.
В отношении этого дела также необходимо принимать во внимание и бытовой, повседневный характер товара (печенье, кондитерские изделия), покупая который, обычный гражданин не станет наводить отдельные справки о том или ином производителе, а возьмет с полки тот товар, который покажется ему знакомым; тот, который он уже пробовал; той фирмы, который он доверяет.
Таким образом, общее впечатление от этикетки играет наиболее важную роль доказывания сходства товарных знаков, которыми маркированы товары каждодневного потребления.
Еще одним способом доказательства сходства до степени смешения товарных знаков является проведение специальной экспертизы, которая заключается в социологическом опросе лиц, не участвующих в деле для выявления возможности дифференцирования ими двух товарных знаков.
Эксперт ставит перед участниками независимой экспертизы особые вопросы, ответы на которые фиксируются в специальных опросных листах.
Необходимо отметить, что такая экспертиза может быть проведена и до начала судебного процесса, а ее результаты могут быть позже предъявлены в суде в качестве письменных доказательств при соблюдении всех соответствующих процессуальных требований.
Говоря о письменных доказательствах в подобных делах, также необходимо отметить главное из них – свидетельство на товарный знак, благодаря которому правообладатель сможет предоставить суду сведения о дате его регистрации и категории товаров, на который он распространяется.
Данная информация может быть использована в качестве, например, подтверждения приоритета права на товарный знак.
Отдельное внимание необходимо уделить доказательствам, полученным через сеть Интернет. Доказательством здесь может стать как содержание Интернет-ресурса, так и само доменное имя.
При рассмотрении подобных доказательств, арбитражные суды уделяют большое внимание тому, чтобы они не были искажены сторонами дела или утрачены, что впоследствии может сильно отразиться на решении суда.
Судебная практика по-разному относится к необходимости предварительного извещения заинтересованных лиц перед нотариальным обеспечением данных сведений.
Действительно, ведь любую информацию из всемирной сети можно удалить за считанные секунды. Логично, что обеспечение такого рода доказательства нотариально должно быть проведено как можно скорее без извещения одной из сторон.
Свидетельские показания – довольно редкий вид доказательств в делах о незаконности использования товарного знака. Однако, они вполне могут быть применимы по делам в отношении контрафактных товаров, наряду с аудио- и видео-записями (в случае их наличия), которые доказывают факт реализации контрафактной продукции или помогают выявить технические признаки подделок.
Регистрация бизнеса
Юридические услуги
2006 - 2016. “Право Роста”
Профессиональный юридический и бухгалтерский консалтинг для бизнеса и физических лиц под ключ