23 Дек 2016
Рубрика: Другое
Разбираем, как быстро и эффективно проверить добросовестность контрагента из открытых источников: выписка из ЕГРЮЛ – на что обратить внимание, проверка компании на банкротство, проверка директоров и учредителей. Как это правильно провести на практике.
Это поможет вашей компании избежать впоследствии таких негативных последствий, как дебиторская задолженность, неисполнении обязательств по договорам, отказ налоговой службы в возмещении НДС. Итак, что нужно сделать для проверки контрагента?
Выписка из ЕГРЮЛ – это "паспорт" юридического лица. В ней указаны все основные сведения – наименование, организационно-правовая форма (ООО, АО, ПАО и др.), место нахождения (юридический адрес), ИНН, ОГРН, дата создания юридического лица, ФИО руководителя, учредителей, размер уставного капитала, сведения о филиалах, виды деятельности, сведения о выданных лицензиях, статус организации – действующее, исключенное из ЕГРЮЛ, в стадии ликвидации и т.п. Выписка из ЕГРЮЛ доступна онлайн на сайте nalog.ru.
Нужно сверить те данные, которые сообщил о себе контрагент в письме, договоре, счете, учредительных документах с указанными в ЕГРЮЛ: ИНН, ОГРН, название полное и сокращенно, ФИО руководителя, не исключено ли юридическое лицо из ЕГРЮЛ и не находится ли оно в стадии ликвидации. Если контрагент намеренно предоставил недостоверные сведения, следует отнестись к этому крайне осторожно.
На том же сайте nalog.ru можно проверить адрес юридического лица – не является ли он "адресом массовой регистрации". Если адрес является "массовым", к этому факту стоит отнестись критически, если потенциальный контрагент, например, является производственной фирмой и по логике должен иметь собственные помещения? производственную базу и индивидуальный юридический адрес. Если же это, например, маркетинговое агентство, то тут нет ничего странного: фирма оказывает услуги, ее сотрудники могут находиться где угодно.
Еще на сайте ФНС можно проверить, не входит ли адрес контрагента в список юридических лиц, с которыми нет связи по месту нахождения (юридическому адресу). Проще говоря, такое юридическое лицо никогда не получит от вас официальных писем, уведомлений и т.п., что ставит под сомнение его добросовестность.
Обратите внимание и на дату создания компании. Конечно, больше доверия вызывают те компании, которые существуют несколько лет, а не пару месяцев.
Обязательно ознакомьтесь с видами деятельности организации по кодам ОКВЭД. Если контрагент покупает у вас пищевые продукты, а ОКВЭД у него указан "строительство жилых и нежилых зданий", то либо контрагент забыл уведомить налоговый орган о смене кодов ОКВЭД, либо имеет признаки недобросовестности.
Процедура банкротства в отношении контрагента - явный признак того, что он не способен исполнить свои обязательства. Сведения о банкротстве можно получить сразу из трех источников: на сайте газеты "Коммерсант" www.kommersant.ru/bankruptcy, в базе арбитражных дел www.kad.arbitr.ru, а также в выписке из ЕГРЮЛ.
В базе арбитражных дел можно посмотреть судебную историю контрагента: кто и по какому поводу предъявлял иски к контрагенту, с кем юридическое лицо судилось по своей инициативе. Загляните и на сайт службы судебных приставов (ФССП) fssprus.ru, есть ли там исполнительное производство в отношении контрагента, на какую сумму. Если к контрагенту имеются иски об исполнении обязательств, о взыскании долгов, то есть вероятность, что и вашей компании непросто будет заставить контрагента исполнить обязательства.
Даже если директор компании и ее учредители знакомы вам лично, стоит проверить сведения о них по следующим критериям: не является ли директор или учредитель "массовым" (числится в нескольких юрлицах), не входит ли директор в список дисквалифицированных лиц (это значит, что за нарушения законодательства его лишили права занимать управленческие должности), не числится ли за директором и учредителями личных крупных долгов.
Эти сведения также можно получить на сайте ФНС и ФССП. По базе арбитража можно проверить директора и учредителей на предмет того, не были ли они связаны с юридическими лицами, доведенными до банкротства.
Если вы видите, например, что директор фирмы возглавляет еще пару десятков компаний, или возглавлял другие компании, доведенные до банкротства в период его управления, подумайте, стоит ли с такой компанией сотрудничать.
Резюмируя вышесказанное, добавим, что все признаки недобросовестности контрагента следует оценивать индивидуально и в совокупности, наряду с его деловой репутацией, отзывами других контрагентов, предоставленными гарантиями по сделкам и т.п. Так, если вы заключаете договор с компанией, входящей в холдинговую структуру, то неудивительно, если ее директор возглавляет еще десяток организаций.
Также и наличие судебного иска, предъявленного к компании, еще не говорит однозначно о ее недобросовестности. Тут имеет смысл обратить внимание на уже вступившие в силу решения суда, на количество судебных дел и суть исков. К "свежим" фирмам следует настороженно отнестись в случае, например, крупного заказа: если вы строите бизнес-центр, тут нужна строительная фирма с историей, а не только что получившая лицензии и начинающая свою деятельность. Если же закупаете канцтовары на небольшую сумму, то вряд ли стоит тратить много времени на поиск контрагента, 20 лет продающего эту продукцию.
В любом случае, даже если вы не на 100% уверены в своем контрагенте, предварительная оценка зон риска поможет вам своевременно воспрепятствовать недобросовестным действиям контрагента.
Регистрация бизнеса
Юридические услуги
2006 - 2016. “Право Роста”
Профессиональный юридический и бухгалтерский консалтинг для бизнеса и физических лиц под ключ