24 Авг 2017
Рубрика: Другое
Разбираем не агрессивный и почти законный способ кражи бизнеса: через компанию-двойник. Кому может быть интересна и выгодна кража бизнеса, как проходит сам процесс (подробно по этапам), меры противодействия и что можно сделать для предотвращения.
Есть немало способов "увести" успешный бизнес у его создателей, например, рейдерские захваты или наезды силовиков. Но украсть бизнес можно и куда менее агрессивным и почти законным способом, создав юрлицо-двойник.
Не в меру предприимчивый директор компании может посчитать, что он уже достаточно поработал на собственников бизнеса, пора завести собственное дело. Желая сократить путь к успеху, директор компании может просто скопировать ее бизнес. Налажены стабильные связи с контрагентами, есть понимание бизнес-процессов и уверенность в собственных силах и успехе.
Такой же соблазн возникает, зачастую, и у самих партнеров по бизнесу. Так, один из компаньонов имеет собственное представление о развитии бизнеса или по каким-то причинам обижен на партнеров. По таким мотивам и создается близнец существующего бизнеса.
Недобросовестную предприимчивость могут проявить и сотрудники компании, которые по должности, а также в силу неумеренного любопытства обладают достаточным объемом информации о бизнесе компании: контрагентах, логистике, финансах, бизнес-процессах.
Общая схема кражи бизнеса такова. На первом этапе заинтересованное лицо (директор, партнер, сотрудник) регистрирует юридическое лицо с таким же или очень похожим наименованием, по тому же адресу, с теми же видами деятельности, назначая себя директором.
Вообще-то ч. 3 ст. 1474 ГК РФ содержит запрет на копирование названия (фирменного наименования) юрлица в ситуации, если "двойник" оказывает те же услуги и на той же территории, что и изначальная компания. Приоритет на использование наименования имеет та компания, которая ранее зарегистрирована в ЕГРЮЛ под этим названием. Но ИФНС не обязана проверять тождественность наименований и совпадение видов деятельности и выступать в защиту «первичной» компании или хотя бы уведомлять компанию о создании "двойника".
С адресом ситуация еще проще. Если он не "массовый" и по данному адресу нет запрета собственника здания/помещения на регистрацию юрлиц, в налоговом органе никто не обратит внимание, что по этому адресу уже зарегистрировано другое юрлицо.
Эти два "слабых места" в законе позволяют так легко скопировать юридическую форму бизнеса. Отличаться будут только ИНН и ОГРН, но кто же будет всматриваться в эти невыразительные цифры? Тем более на втором этапе "кражи" бизнеса это легко объяснить.
Второй этап – введение в заблуждение или переманивание контрагентов и перевод/переманивание персонала. Контрагентам направляют информацию такого рода: "произошла смена реквизитов/реорганизация/перевод бизнеса на новое юрлицо" и просят перезаключить договоры и платить по новым реквизитам. Большинство контрагентов не будет глубоко вникать в суть и продолжат сотрудничать с "двойником".
Сотрудникам эти "изменения" объясняются различными способами: кому-то прямо предлагается перейти на работу к собственнику бизнеса-двойника, кому-то предлагается перезаключить трудовой договор под видом незначительных бумажных формальностей. Сотрудники могут быть и в сговоре с инициатором "раздвоения" бизнеса.
В определенный момент владелец компании замечает, что выручка падает, клиенты куда-то исчезли, а директор или партнер по бизнесу дают туманные объяснения о кознях конкурентов и сложной экономической ситуации в стране. Возможно, кто-то из преданных сотрудников, догадавшись, сообщит о происходящем.
Что можно сделать?
1) Первым делом проинформировать контрагентов о произошедшим, предлагая им прекратить отношения с "двойником".
2) Обратиться с иском к директору о возмещении убытков, причиненных юрлицу; в отношении участника общества – потребовать исключить его из общества в порядке ст. 10 ФЗ "Об ООО". В отношении остальных субъектов, причинивших убытки компании, действуют общие нормы ст. 15 ГК РФ.
3) Предъявить иск к "двойнику" о прекращении использования фирменного наименования, идентичного или схожего до степени смешения с названием исходной компании (ст. 1474 ГК РФ).
Успех этих мероприятий напрямую зависит от быстроты реагирования. По прошествии длительного времени клиенты, возможно, не захотят "возвращаться", особенно если у бизнеса-"двойника" условия сотрудничества стали более выгодными. Это же верно и в отношении сотрудников.
Предотвратить кражу бизнеса поможет только внимательный контроль собственниками бизнеса директора и друг друга: проверка финансовой документации, общение с сотрудниками, в первую очередь с главным бухгалтером, коммерческим директором, юристами и службой безопасности. Особенно это актуально, если возникло непонимание между партнерами или директором и собственниками бизнеса.
Регистрация бизнеса
Юридические услуги
2006 - 2016. “Право Роста”
Профессиональный юридический и бухгалтерский консалтинг для бизнеса и физических лиц под ключ