22 Авг 2017
Рубрика: Регистрация бизнеса
Рассматриваем необходимость создания обособленного подразделения (ОП) на практике: основные признаки деятельности, указывающие на необходимость создания обособленного подразделения юрлица, спорные моменты, когда не нужно подавать сведения, судебная практика, рекомендации юристов.
Вопрос о том, надо или нет создавать обособленное подразделение в зависимости от конкретной ситуации, актуален уже многие годы, поскольку регулирование всех нюансов остается на уровне писем Министерства финансов и судебной практики.
В ст. 11 Налогового кодекса дано определение обособленного подразделения (сокращенно – ОП), но практические ситуации не всегда укладываются в рамки этого определения. В данной статье мы расскажем, чем нужно руководствоваться, решая вопрос о том, надо или нет регистрировать в налоговой ОП.
Открывая киоск с пирожками или отправляя строителей на несколько месяцев на объект в соседний регион, компании необходимо оценить все обстоятельства и определиться, надо ли подавать в ИФНС сведения о возникновении подразделения, либо не нужно этого делать. Рассмотрим основные признаки для создания обособленного подразделения:
1. Территориальная отделенность:
Подразделение должно находиться отдельно от головного офиса компании. Это может быть и соседний регион, и соседняя улица. Главный признак территориальной отделенности – это нахождение по другому адресу. Даже если подразделения юрлица организованы в одном муниципальном районе, на территории обслуживания одной инспекции, придется подавать информацию по каждому адресу (письма Министерства финансов от 02.09.2011 N 03-02-07/1-314, от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946).
2. Есть минимум одно оборудованное стационарное рабочее место:
О подаче уведомления об ОП стоит задуматься, если возникло хотя бы одно постоянное рабочее место, оснащенное соответствующим образом: имеется техника, инструменты, бытовые условия, то есть все, чтобы работник мог выполнять свои обязанности. Признаки оборудованности рабочего места рассмотрены в письмах финансового ведомства от 13.11.2015 N 03-02-07/1/65879, от 12.10.2012 N 03-02-07/1-250.
Отметим, что в ст. 11 НК РФ идет речь о «стационарных рабочих местах» во множественном числе. Но в давнем письме МНС от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 сказано, что единственного рабочего места уже достаточно для регистрации обособленного подразделения. Эту позицию подтверждает и судебная практика, например, Решение АС Свердловской области от 31.10.2013 по делу N А60-30533/2013.
3. Рабочее место существует дольше одного месяца:
Тут неважно, сколько времени присутствует на месте конкретный сотрудник, используется ли оно во время командировки или при во время вахтовой смены.
На рабочем месте ведется деятельность. Эта характеристика ОП упоминается в письмах Министерства финансов от 12.10.2012 N 03-02-07/1-250 и от 14.06.2016 N 03-02-07/1/36019 со ссылками на судебную практику.
4. Компания имеет возможность контролировать место работы сотрудника:
Это вытекает из ст. 209 ТК РФ: одной из характеристик рабочего места является его косвенная или полная подконтрольность работодателю. В письме Минфина от 05.10.2012 N 03-02-07/1-238 со ссылками на арбитражную практику даются признаки подконтрольности: возможность компании пользоваться и распоряжаться помещением и инвентарем, необходимым для выполнения трудовых функций.
5. Обособленное подразделение не требуется специально отражать в документах юрлица:
ОП нужно ставить на учет исключительно в целях налогового контроля. Поэтому упоминание подразделения в корпоративных и иных внутренних документах компании не требуется. Что, впрочем, не мешает включать их в организационную структуру предприятия.
Рассмотрим несколько ситуаций, когда часто возникают сомнения, надо ли направлять информацию об обособленном подразделении в налоговое ведомство.
1. Работа в арендованном помещении:
В Министерство финансов поступали вопросы о том, имеются ли признаки ОП, когда компания арендует склад для хранения материалов, работники там не трудятся постоянно, а заезжают разгрузить или забрать материалы.
Ведомство признало, что при таких обстоятельствах ОП появляется, поскольку арендованное помещение подконтрольно юрлицу, есть условия для труда работников в рамках их обязанностей. А периодичность посещения арендованного склада и ведения работ на нем не имеет значения (письма от 05.08.2011 N 03-02-07/1-279, от 18.01.2012 N 03-02-07/1-20).
2. Надомные работники:
С надомными работниками финансовое ведомство не дает однозначного ответа, а лишь цитирует нормы законодательства и рекомендует обращаться в конкретную инспекцию для оценки ситуации (письма от 23.05.2013 N 03-02-07/1/18299, от 18.03.2013 N 03-02-07/1/8192).
Если же анализировать законодательство, то можно прийти к выводу: если сотрудник выполняет свои функции дома, организация не выделяет ему рабочего места (ст. 310 ТК РФ), а только предоставляет инструменты и механизмы. Сотрудник трудится в своем жилище, которое не может быть подконтрольно работодателю.
Но если работнику на основании трудового договора предоставляется компьютер, стул, стол, то инспекция может это расценить как появление рабочего места. Положение неоднозначное, поэтому тут выходов два: проконсультироваться у налоговиков или же заключить с работником договор о дистанционной работе.
3. Дистанционные работники:
А вот с дистанционными сотрудниками ситуация проще: для них рабочие места не нужны. Из определения удаленной работы прямо следует, что рабочее место компания не организует (ст. 312.1 ТК РФ). Это подтверждает и Министерство финансов: письмо от 01.12.2014 N 03-04-06/61300.
4. Выполнение работ для заказчика:
Если работы ведутся или услуги предоставляются на территории заказчика, все зависит от того, как организованы отношения заказчика и исполнителя (подрядчика), кто отвечает за организацию мест работы.
В письме Минфина РФ от 05.10.2012 N 03-02-07/1-238 рассмотрена ситуация, когда ЧОП оказывает услуги и организует посты охраны у своих клиентов. Ведомство ответило, что нет необходимости подавать сведения об ОП, поскольку посты подконтрольны заказчикам услуг, а не работодателю.
Спорные ситуации возникают при подрядных работах на территории заказчика. Тут следует иметь в виду арбитражную практику. В этом судебном акте - Постановление ФАС СКО от 08.08.2012 по делу N А32-4519/2011 – инспекции удалось доказать, что необходимо было подать сведения об ОП, поскольку общество-генподрядчик, направляя своих работников, обязано было обеспечить охрану труда. К тому же из договора подряда следовало, что общество предоставляло оборудование, по факту организовывало рабочие места.
В другом деле (Постановление ФАС ЦО от 11.06.2014 по делу N А64-5181/2013) арбитраж исследовал характер отношений заказчика и подрядчика, и пришел к выводу, что именно заказчик предоставлял рабочие места и осуществлял контроль за ними.
5. Разъездные работники:
Если у компании имеются сотрудники с разъездным характером работы, то подавать сведения об открытии ОП не нужно, даже если работники трудятся в другом регионе (например, торговые представители).
Очевидно, что при разъездном виде работы отпадает главный признак ОП – стационарность. Об этом идет речь и в разъяснениях финансового ведомства (письмо от 28.07.2011 N 03-02-07/1-265).
Когда у вашей компании есть сомнения, возникнет ли обязанности ставить на учет обособленное подразделение, надо внимательно оценить ситуацию. Проанализируйте трудовые отношения с персоналом, оцените порядок взаимодействия с заказчиками. Возможно, имеет смысл изменить условия этих документов, чтобы избежать необходимости регистрировать ОП.
Нужно проанализировать и фактическую ситуацию: где и как компания ведет деятельность, имеются ли признаки постоянного рабочего места.
Можно и проконсультироваться у налоговиков. Но надо понимать, что обращение привлечет внимание налоговой инспекции.
Если вы пришли к выводу, что есть необходимость в регистрации ОП, поторопитесь это сделать, иначе налоговая инспекция оштрафует компанию по п. 2 ст. 116 НК РФ за не постановку на учет по месту ведения деятельности. Штраф составляет 10% от доходов, но не менее 40 000 рублей (на август 2017).