• Регистрация бизнеса
  • Регистрация НКО
  • Юридический адрес
  • Внесение изменений
  • Банкротство
  • Ликвидация
  • Правовой консалтинг
  • Получение выписок
  • Бухгалтерское сопровождение
  • Защита бизнеса в суде
  • Помощь во вступлении в СРО
  • Лицензирование
  • Сделки с недвижимостью
  • Защита граждан в суде
  • Регистрация акций
  • Оценка
  • Реорганизация компании
  • Банкротство физ. лиц
  • Помощь в открытии расчетного счета
  • Защита авторских прав
  • Получение разрешений
  • Кадровый аудит
  • Получение дубликатов документов
  • Оформление патентов для ИП
  • Ликвидация некоммерческих организаций
  • Земельные споры
  • Жилищные споры
  • Наследственные споры
  • Налоговые споры
  • Страховые споры
  • Корпоративные споры
  • Таможенные споры
  • Хозяйственные споры
  • Трудовые споры
  • Споры по семейному праву
  • Споры по авторскому праву
  • Споры с МЧС, пожарной инспекцией
  • Споры с Роспотребнадзором
  • Споры с Росприроднадзором
  • Споры с Ростехнадзором
  • Споры с Пенсионным фондом
  • Досудебное урегулирование споров
  • Представление в третейских судах
  • Регистрация бизнеса
  • Регистрация НКО
  • Внесение изменений
  • Регистрация акций
  • Банкротство
  • Ликвидация
  • Реорганизация компании
  • Банкротство физ. лиц
  • Ликвидация некоммерческих организаций
  • Юридический адрес
  • Правовой консалтинг
  • Получение выписок
  • Бухгалтерское сопровождение
  • Помощь во вступлении в СРО
  • Лицензирование
  • Сделки с недвижимостью
  • Оценка
  • Помощь в открытии расчетного счета
  • Получение разрешений
  • Кадровый аудит
  • Получение дубликатов документов
  • Оформление патентов для ИП
  • Защита бизнеса в суде
  • Защита граждан в суде
  • Защита авторских прав
  • Земельные споры
  • Жилищные споры
  • Наследственные споры
  • Налоговые споры
  • Страховые споры
  • Корпоративные споры
  • Таможенные споры
  • Хозяйственные споры
  • Трудовые споры
  • Споры по семейному праву
  • Споры по авторскому праву
  • Споры с МЧС, пожарной инспекцией
  • Споры с Роспотребнадзором
  • Споры с Росприроднадзором
  • Споры с Ростехнадзором
  • Споры с Пенсионным фондом
  • Досудебное урегулирование споров
  • Представление в третейских судах

Корпоративное право Live

Обзоры изменений законадательства, мнение экспертов, советы и рекомендации специалистов Право Роста, судебная практика

Цените свое время?
Подпишитесь на рассылку обновлений по корпоративному праву и вы точно ничего не пропустите!

19 Сен 2017

Изменения законодательства по регулированию сделок с заинтересованностью

Разбираем новый (от 2017 года) порядок по регулированию сделок с заинтересованностью: новый подход к определению таких сделок, порядок их проведения, процедура одобрения на собрании и изменение оснований оспаривания сделок с заинтересованностью в суде. Выводы специалистов.

С 01.01.2017 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 343-ФЗ в Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) и Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО), касающиеся правового регулирования сделок с заинтересованностью.

В связи с этим предлагается рассмотреть и проанализировать основные законодательные новеллы в этой части.

Прежде чем перейти к содержательным изменениям, важно отметить изменение терминологии. Так, законодатель привел понятийный аппарат Закона об АО и Закона об ООО в соответствие со ст. 157.1 ГК РФ и разделил получение предварительного согласия на совершение сделки и получение одобрения уже совершенной сделки с заинтересованностью.

Примечательно, что фактически закон и ранее допускал получение согласия пост-фактум, так как одним из оснований отказа суда в оспаривании сделки с заинтересованностью было представление документов о последующем одобрении сделки. Учитывая отсутствие санкций за одобрение сделки после ее совершения, можно говорить о том, что законодатель лишь уточнил ранее имевшуюся возможность одобрения сделок после их совершения.

Однако остальная часть нормативно-правового регулирования совершения сделок с заинтересованностью подверглась весьма существенным изменениям.

Изменение подхода к определению сделки с заинтересованностью

Ранее одним из признаков сделки с заинтересованностью было наличие прямой или косвенной заинтересованности у лица, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентами голосующих акций общества. Определение аффилированных лиц приведено в Законе РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (почти все положения которого уже утратили силу).

В новой редакции понятие аффилированных лиц заменено понятием контролирующего лица.

С одной стороны, данное изменение должно привести к сокращению количества сделок, подпадающих под категорию сделок с заинтересованностью. Дело в том, что в старой редакции законов, для признания сделки сделкой с заинтересованностью, заинтересованное лицо совместно со своими аффилированными лицами должно было обладать более чем 20% голосующих акций (общего числа количества голосов участников общества).

В действующей редакции заинтересованное контролирующее лицо должно владеть более чем 50% акций, если речь идет об акционерных обществах, либо управлять более чем 50 % голосов в высшем органе управления (контролировать более 50 % состава коллегиального органа управления), если речь идет об обществах с ограниченной ответственностью.

С другой стороны, понятие контролирующего лица может охватить новых субъектов и дополнить количество сделок, признаваемых сделками с заинтересованностью, за счет уточнения формулировки закона. Например, в законе теперь учтена подконтрольность лица в силу договора доверительного управления, договора поручения и ряда иных оснований.

Также был расширен перечень сделок, которые не могут считаться сделками с заинтересованностью. Во-первых, к таким исключениям отнесены сделки в рамках обычной хозяйственной деятельности. Как было показано в предыдущих статьях, посвящённых крупным сделкам, данные сделки трактуются законодателем весьма широко (см. ч. 8 ст. 46 Закона об ООО и ч. 4 ст. 78 Закона об АО).

Во-вторых, абсолютно разумно из-под сделок с заинтересованностью выведены сделки, заключение которых обязательно для общества (в силу закона); сделки, заключенные на торгах; сделки с невысокой ценой (до 0,1% балансовой стоимости), а также сделки, заключенные на условиях ранее одобренного предварительного договора.

Таким образом, внесенные изменения приведут к изменению состава сделок, которые могут рассматриваться как сделки с заинтересованностью.

Порядок совершения сделок с заинтересованностью

Ключевым изменением, безусловно, стала отмена обязательного получения предварительного согласия на совершение каждой сделки с заинтересованностью. Теперь, согласно ч. 1 ст. 83 Закона об АО и ч. 4 ст. 45 Закона об ООО, сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует обязательного предварительного согласия на ее совершение.

С 2017 года такое согласие может быть получено только по требованию:

  • Единоличного исполнительного органа (далее – ЕИО);

  •  Члена коллегиального исполнительного органа общества;

  •  Члена совета директоров (наблюдательного совета) общества;

  • Акционера (акционеров), обладающего не менее чем одним процентом голосующих акций общества.

Помимо указанного, для непубличных обществ и обществ с ограниченной ответственностью законодательством предусмотрена возможность отказа на основании Устава от контроля за некоторыми или всеми сделками с заинтересованностью и исключение необходимости совершения процедур по их согласованию (одобрению).

Данные изменения позволят существенно снизить количество сделок, для которых запрашивается согласие или одобрение (и количество работы у корпоративных юристов). По сути, работа по сопровождению сделки с заинтересованностью теперь будет проводиться только в том случае, если одно из вышеуказанных лиц увидит в конкретной сделке реальные риски и предъявит соответствующие требования.

Представляется, что внесенные изменения ставили своей целью облегчение, «дебюрократизацию» деятельности компаний. Фактически, государство перестает «патронировать» над коммерческими организациями, снижая количество обязательных процедур и предоставляя больше свободы организациям, их собственникам и менеджменту и возлагая на них самих ответственность за совершаемые обществом сделки.

Стараясь при этом компенсировать, уравновесить снижение контроля организаций над сделками с заинтересованностью, законодатель предусмотрел обязанность заинтересованных в сделках лиц, заблаговременно уведомлять общество о возникновении заинтересованности, а также обязанность общества уведомлять совет директоров (наблюдательный совет) или в установленных случаях акционеров (участников).

Причем в случае непредставления такой информации при оспаривании сделки не подлежит доказыванию ущерб, нанесенный обществу (который в иных случаях подлежит обязательному доказыванию), о чем ниже будет сказано более подробно.

Кроме того, введена обязанность ежегодного представления обществом акционерам (участникам) отчета о проведенных сделках с заинтересованностью, подписываемого ЕИО, утверждаемого советом директоров (наблюдательным советом) и подтверждаемого ревизионной комиссией (ревизором) общества.

Процедура проведения общего собрания или заседания о согласии на совершение сделки

В акционерных обществах решение о согласии или одобрении сделки с заинтересованностью по-прежнему принимает совет директоров и в ряде установленных случаев (о которых будет сказано ниже) общее собрание акционеров. В обществах с ограниченной ответственностью такое решение принимается общим собранием участников или в случаях установленных уставом советом директоров.

Решение о согласии на совершение сделки с заинтересованностью принимается большинством голосов незаинтересованных в сделке директоров или акционеров. Однако законодатель предоставляет возможность «ручного» регулирования, установив возможность предусмотреть уставом иной порог количества голосов (более высокий).

При этом п. 3 ст. 83 Закона об АО установлены дополнительные требования к голосующим лицам в отношении публичных обществ. Согласно данным положениям «голосующие директоры» общества не должны являться на момент голосования и за один до даты голосования:

  • Лицом, осуществляющим функции ЕИО общества;

  • Лицом, родственники которого являются лицами, занимающими должности в органах управления управляющей организации общества, или лицами, непосредственно управляющими обществом;

  • Лицом, контролирующим общество или управляющую организацию (управляющего) общества.

Также законом прямо предписаны случаи, когда решение принимается общим собранием акционеров. В частности к ним относятся случаи, когда:

  • Количество незаинтересованных директоров и отвечающих вышеуказанным требованиям становится менее двух и исходя из устава этого достаточно для кворума на принятие решения о согласии со сделкой;

  • Сделка (несколько взаимосвязанных сделок) является реализацией обыкновенных или привилегированных акций, составляющих более 2% таких акций, ранее размещенных обществом (или сделкой с ценными бумагами, конвертация которых может привести к реализации указанного количества акций);

  • Стоимость сделки (взаимосвязанных сделок) составляет более 10% балансовой стоимости активов общества.

В случае, если сделка с заинтересованностью совершается обществом с ограниченной ответственностью, то к исключительной компетенции собрания акционеров законом отнесены только сделки, стоимость которых составляет более 10% балансовой стоимости активов общества.

Требование о проведении общего собрания акционеров или заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества для решения вопроса о согласии на совершение сделки с заинтересованностью, направляется и рассматривается в порядке, предусмотренном для внеочередного собрания акционеров (участников).

Изменение оснований оспаривания сделок с заинтересованностью

Помимо прочего, существенно изменены основания оспаривания и отказа в оспаривании сделок с заинтересованностью.

Ранее сделка могла быть оспорена по иску общества или ее акционера. Теперь истцами помимо общества могут выступать члены совета директоров (наблюдательного совета) или акционер (участник), обладающий более чем 1 % акций (общего числа голосов участников общества).

Внесенными изменениями установлено два ключевых условия оспаривания сделки с заинтересованностью.

Первое – сделка должна быть совершена в ущерб интересам общества. Соответственно юристам предстоит доказывать наличие такого ущерба.

В то же время если на сделку не получено одобрение (согласие) или не была представлена информация по запросу истца о такой сделке, то такой ущерб презюмируется.

Фактически в данном случае имеет место санкция, обеспечивающая надлежащее исполнение положений законодательства. Дело в том, что отсутствие необходимости доказывания ущерба от сделки значительно увеличивает шансы на ее успешное оспаривание истцом.

Второе условие – необходимость доказывания того, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества сделкой с заинтересованностью и для ее совершения требовалось согласие.

То есть, законодательством «предполагается по умолчанию», что другая сторона не знала об этом, и, соответственно, бремя доказывания иного возложено на истца. При этом в ранее действовавшей редакции законов такое бремя было возложено на ответчика, так как законодательством презюмировалось обратное.

Представляется, что внесенные изменения призваны сократить количество оспариваемых сделок и усложнить процесс оспаривания для истцов.

Выводы

С 01.01.2017 порядок совершения сделок с заинтересованностью существенно изменился.

К основным изменениям можно отнести отсутствие обязанности получения согласия на совершение каждой сделки с заинтересованностью, исключение из перечня имеющих право оспаривать сделки лиц тех акционеров (участников), которые обладают менее чем 1% акций (общего числа голосов участников), а также предоставление обществам значительного количества возможностей для «точечной настройки» процедур совершения сделок с заинтересованностью вплоть до полного отказа от соблюдения таких процедур.

Представляется, что данные изменения должны привести к сокращению количества сделок с заинтересованностью, в отношении которых будут осуществляться предусмотренные законодательством процедуры получения согласия (одобрения), высвобождению ресурсов компаний для осуществления обычной хозяйственной деятельности и сокращению количества корпоративных споров.